Еще недавно масштабные проекты комплексного освоения территорий появлялись в Петербурге достаточно редко. Каждый запуск считался большим событием и вызывал повышенное внимание общественности. Сегодня от былого ажиотажа не осталось и следа. Впрочем, минувшей осенью петербургским девелоперам все же удалось удивить публику, объявив о начале строительства сразу нескольких городов-спутников.

Есть ли перспективы у городов-спутников Петербурга

Громкие анонсы

Безусловно, громче всех заявила о себе «ЦДС». В будущем году компания запускает строительство жилых кварталов «Нева-сити» в Новосаратовке во Всеволожском районе. Замысел девелопера поистине грандиозен: в течение 25 лет планируется возвести до 4,6 миллионов квадратных метров жилья и заселить 114 тысяч человек. К слову, население самого крупного города области, Гатчины, едва достигает 100 тысяч.

О старом замысле напомнила и компания «Пантикапей». Еще в 2007 году застройщик разрабатывал план по освоению территории между Выборгским и Приморским шоссе. Правда, тогда микрорайон «Евроград», рассчитанный на 700 тысяч квадратных метров жилья, не получил разрешительную документацию, и наступил период застоя. В конце 2014 года администрация района, наконец, согласовала проект планировки территории, и первым объектам жилого комплекса был дан «зеленый свет».

Название еще одного мегапроекта, разработанного компанией «Старт-Девелопмент», известно, наверное, всем жителям Петербурга. Город-спутник «Южный», где по разным оценкам будет проживать до 134 тысяч человек, планируют завершить к 2028 года.

Не стоит забывать о двух проектах-миллионниках, которые уже стартовали: это «Солнечный город» у Сосновой Поляны и «Чистое небо» в Каменке от компании Setl City. Согласно проектной документации, оба дадут в совокупности 2,7 миллионов квадратных метров жилья.

Перспективы строительства

Столь грандиозные инициативы не могут не вызвать удивления: разработка проектов ведется в условиях нестабильной экономической ситуации. Также неясно, как отреагирует на внешние раздражители петербургский рынок недвижимости. В настоящий момент стоимость жилья в новостройках по-прежнему растет, однако некоторые эксперты заявляют о скором спаде и стагнации, схожей с 2008-2010 годами.

Читайте также:   Налог на недвижимость ударит по бизнесу

Перспективы у мегапроектов тоже не всегда очевидны. Так, проект города-спутника «Южный», который в целом стратегически важен для Петербурга, сейчас находится в «подвешенном» состоянии. С целью привлечь к сотрудничеству застройщиков компания «Старт Девелопмент» даже внесла корректировки в Генеральный план, а также в Правила землепользования и застройки. Последние поправки до сих пор не получили утверждения, и есть вероятность, что старт, намеченный на осень 2015 года, будет отложен.

Практически аналогичная ситуация складывается вокруг «Еврограда». Хотя муниципальные власти и одобрили Проект планировки территории, руководство области скептически относится к документу. По их мнению, он противоречит областным нормативам. Так, при разрешенной высоте зданий в 12 этажей проект подразумевает строительство 16-этажного дома. Достичь договоренности стороны не могут, а значит, не за горами судебные разбирательства, которые отложат возведение кварталов на неопределенный срок.

Пятьдесят на пятьдесят

В Петербурге большие проекты, требующие длительной подготовки, нередко задерживались в статусе «перспективных». Иногда они так и оставались в «бумажном варианте», не получив реализации. Сегодня ситуация практически не изменилась: лишь половину заявленных мегапроектов можно назвать благополучными.

Так, полным ходом идет застройка бывших территорий компании «ЛЭК» в Парголово. Активно осваивается участок площадью 30 га в Мурино, принадлежащий Setl Group. Не отстает от них и жилой квартал в поселке Новоселье, который возводит УК «Новоселье: городские кварталы» в сотрудничестве со «Строительным трестом». Растет жилой комплекс «Новоорловский» компании «ЮИТ» в Приморском районе.

А вот реализация других проектов оставляет желать лучшего. Вышеупомянутый город-спутник «Южный», жилой массив под Сестрорецком и «Пулковские высоты» по-прежнему вызывают вопросы. Туманны перспективы у проекта под Петергофом. Не слишком активно развиваются «Ново-Сергиево» и микрорайон «На Царскосельских холмах» от компании «Центр развития».

Читайте также:   Сезон новогодних распродаж задерживается

Возможные риски

По словам одного из участников рынка, наличие такого количества «проблемных» объектов вполне нормально. Развитие крупного проекта от появления замысла до анонса о продажах — это длительный процесс, который занимает многие годы. В продолжение работы девелоперы решают множество проблем, связанных с получением разрешений, разработкой документации, землей, коммуникациями и так далее.

Многие идеи появились сразу после того, как рынок пришел в себя после кризиса 2008-2010 годов. За это время компании успели накопить ресурсы и капитал, необходимые для их реализации. Старт ряда проектов, намеченный на 2015 год, является вполне закономерным шагом, пусть и совпадает с нестабильностью макроэкономической ситуации. А тот факт, что большинство  девелоперов ориентируются на область, неудивителен, поскольку хороших незастроенных участков, расположенных в городской черте, становится все меньше.

Впрочем, ряд аналитиков сомневается в целесообразности планов застройщиков поселить вдали от Петербурга более 200 тысяч человек. Расположение территорий, использующихся под строительство, трудно назвать удачным. До сих пор нет четкого понимания, как организовать  транспортную доступность и развитие инфраструктуры новых районов. Поэтому некоторые предположения относительно будущего спроса на объекты остаются пессимистичными. Многое, по мнению экспертов, будет зависеть от стоимости квадратных метров: низкая цена всегда найдет своего покупателя.

Что касается рисков для самих покупателей, то они не выше, чем обычно. Вывод жилья в рамках крупных проектов идет очередями, и девелопер всегда корректирует объемы выхода в соответствии с колебаниями спроса. То есть при критическом падении интереса со стороны покупателей застройщик просто «заморозит» дальнейшие очереди. Пострадают от этого, прежде всего, жильцы первых очередей: они останутся в районах с неразвитой инфраструктурой, которая, как известно, строится на завершающем этапе.