Свободный диалог внешнего и внутреннего пространств – одно из самых желанных качеств архитектуры. Когда удается выявить это органическое единство, рождается функционализм, в традициях которого и создан проект СН House.
Ришот Ле-Цион – город в прибрежной полосе близ Средиземного моря в центре Израиля. Основанное в конце XIX века, это поселение было превращено усилиями энтузиастов в оазис посреди засушливой пустыни, а ныне здесь современный деловой и торговый центр. Именно в таком примечательном зеленом районе в окружении садов и пальм был возведен особняк СН House.
Как и другие проекты молодого израильского архитектурного бюро Shachar Rozenfeld Architects, созданного в 2009 году и специализирующегося на строительстве и реновации частных домов, СН House создан в лучших традициях функционализма. Этот рациональный и минималистичный стиль доминирует во многих кварталах Тель-Авива (недаром Ришот Ле-Цион до начала 90-х годов XX века считался его «спальным пригородом») и других современных городов Израиля.
Белые стены и большие окна частного дома, которые гостеприимно впускают в интерьеры звенящий яркими красками пейзаж, отлично соответствуют климату. А просторный внутренний объем позволяет наслаждаться ощущением свободного полета и медитативными сочетаниями абстрактных пятен.
Компактная двухэтажная постройка общей площадью 500 м2 представляет собой кубический объем с наклонной крышей. Со стороны участка в нем сделана «выемка», остекленная раздвижными дверями от пола до потолка, а на втором этаже остекление чередуется с простенками из серого гранита. Отсюда открывается вид на бассейн, замыкающий прилегающий к дому участок в 600 м2.
Границу между двумя частями пространства маркирует лестница, скульптурный объем которой свободно парит между зонами. Ее черные ступени без проступей и косоуры выполнены из металла, ограждение – из прозрачного стекла.
Три детские комнаты и спальня родителей с прилегающими к ним санузлами занимают второй этаж. Ниже «ватерлинии», в подвале, – технические помещения.
Прозрачная структура дома пронизана световыми потоками, проходящими во всех направлениях. Траектории движения разнообразны, в студию можно попасть и через входную дверь – она сливается с главным фасадом благодаря общей отделке серым гранитом, и через окна-двери со стороны бассейна: три огромных стеклянных «панели», плавно сдвигаясь, как японские седзи, открываются на замощенную плитами террасу перед бассейном. Выносы кровли и глубокий карман-ниша на боковом фасаде отделаны рейками из кедра – через дверной проем они ложатся на широкий подоконник гостиной за диваном.
Отделка акцентирует один из главных постулатов функционализма – добиться органичной связи интерьера и внешнего пространства, подчеркнуть их единство. Отсюда общие цветовые решения для фасадов и внутренних пространств: гладкие стены, преобладание белоснежного, в условиях жаркой страны впитывающего теплый солнечный оттенок. Ему подыгрывает ахроматичная пара – серый и черный. Первый представлен на фасадах гранитом: асимметричная отделка этим камнем «разрезает» монолитные объемы стен, нивелируя их монументальную плотность. В интерьерах он сгущается до черного, который выделяет отдельные смысловые акценты, слегка заземляя общую невесомость: фасады встроенной в нишу кухни, структурные элементы – металлические рамы окон, лестница, какие-то детали мебели в приватных помещениях. Огромное «соцветие» парящей над гостиной люстры своим желто-зеленоватым цветом перекликается с растениями в саду. Выходы из спален на три маленьких балкона – дополнительные «бонусы», не нарушающие структурной цельности фасадов: над окрашенными в серый цвет полами буквально парит прозрачное стекло ограждений.
В ночное время дом напоминает волшебный фонарь: внутреннее свечение за стеклами подхватывает внешняя направленная подсветка стен, а встроенные в выносы кровли и в террасу внутреннего «уголка отдыха» светильники превращают стены в переливающуюся кристаллическую огранку.