Chipster Blister House гордо парит над пологим холмом, как скульптурный объект, утверждающий традиции модернизма. Взаимопроникновение природы и интерьера выглядит в этом проекте как парадоксальный жест.
Частный семейный дом в маленьком городке близ Лиона (Франция), созданный по проекту Пьера Минасяна и его бюро, всем своим обликом, кажется, хочет убедить зрителя в непреходящей ценности идей мэтра функционализма Ле Корбюзье. И ему это во многом удаeтся.
Очерченное ортогональными линиями здание с плоской кровлей, сплошным и ленточным остеклением фасадов, широким «висячим» выносом обобщенного объема, укрупненным ритмом деталей сбивает впечатление масштаба: какова реальная площадь дома, догадаться можно не сразу. На первый взгляд она может показаться даже огромной, но составляет 280 м2 – достаточно для комфортной виллы, где проживает супружеская пара с двумя детьми. Выбор эстетики и рождение образа происходили в тесном взаимодействии с заказчиками. И, можно было бы добавить, с ландшафтом, что принципиально для архитектуры модернизма.
Пологий участок вполне дружелюбно откликается на жесткие ортогональные линии бетонной постройки, парящей над зеленой волной, точно элегантная морская яхта. Длинные белые горизонтали верхнего призматического объема, как приоткрытые створки раковины, и прозрачная призма нижнего этажа, примыкающего к малоприметной глухой «коробке», выкрашенной в черный цвет, демонстрируют легкий современный интерьер. А тот внимательно всматривается сквозь сплошное остекление южного фасада и ленточные окна северного в открытый простор: невысокий холм среди равнинного пейзажа – идеальное место для этой архитектурной скульптуры.
Просторная студия с черно-белой минималистичной обстановкой, строгий камин, воздушная лестница без проступей, ведущая на антресоль, «перекинутую» над кухней и спальнями, – каждая из этих деталей – своего рода скульптура внутри скульптурного же объема.
Чтобы ослепительное солнце не слишком настойчиво вторгалось в частную жизнь, с южной стороны второй уровень прозрачного «аквариума» занавесили… облаками. Равномерный орнамент из черных пятен, напоминающих раковины мидий, сбивает наблюдателя с толку своей строгой регулярностью. Сначала возникает иллюзия, что мы смотрим на машрабия, резной экран наподобие тех, что в странах Магриба закрывают окна от палящего зноя вместо занавеса. На самом же деле все ровно наоборот: то, что выглядит как прорези, является плотными формами. На прозрачных лесках собрана и зафиксирована «занавесь» из отливок кориана, прочного современного материала на основе синтетической смолы. При ближайшем рассмотрении эта странная облачная «завеса» галереи перед остекленной стеной создает ощущение природной вибрации и отбрасывает в интерьер столь же интересные тени, как настоящие живые облака. Этот прозрачный светотеневой орнамент участвует в интерьерной композиции так же, как и треугольные «рамы» ограждения северного фасада, проецирующие линейную графику на проходную зону.
При всем своем рафинированном характере эта вилла обеспечена продуманной технической оснасткой: за энергообеспечение отвечает геотермический тепловой насос, дом оборудован системой вентиляции с двойной подачей и с низким уровнем энергопотребления. Кровля обшита тонкими теплоизолирующими панелями. Система жизнеобеспечения тактично скрывается, не вторгаясь в игру с чистыми формами, линиями и светом.