Концепция – это ведущий замысел всего проекта, красной нитью проходящий через все его элементы. Из чего же она состоит? И как создавать её раз за разом, не повторяясь? Рассказывает Иван Миролюбов, арт-директор студии Точка дизайна.

Физика заказчика и главная идея проекта

Для кого-то существует всего 7 цветов, а для кого-то их 57. Кому-то нравятся бетонные стены, а кому-то они кажутся неуютными. При работе с заказчиком нужно учитывать эти особенности и фиксировать их для себя. Выявив такие свойства, вы получите своеобразную «карту», руководствуясь которой, вам будет легче формировать концепцию. Это актуально не только для частных, но и для корпоративных клиентов.

Сформировав общее представление о заказчике, мы начинаем формулировать базовые идеи и гипотезы относительно будущего пространства. Этот шаг – один из важнейших. Общее видение сложно потрогать или измерить. А вот его отсутствие очень хорошо ощущается.

Если нет главной идеи – то мы и не знаем, что искать, смотря на интерьер. По этой причине дизайнер предлагает заказчику огромное количество вариантов и обрекает себя на еще большее количество правок. Чтобы этого избежать, нужно сформулировать главную мысль и придерживаться ее.

Черты хорошей концепции

Понятная

Она должна считываться сразу. Не должно быть примесей или элементов, которые будут отвлекать от главной идеи. К примеру, при разработке этой концепции (на фото ниже) было выбрано главное выразительное средство – дерево. Все другие приёмы направлены на то, чтобы подчеркнуть любовь заказчика к этому материалу. Вместо цветных акцентов используется нейтральные черные и белые цвета.

Проект студии «Точка дизайна»

Проект студии «Точка дизайна»

Компактная

Идея должна быть такой, чтобы ее было невозможно сократить без потери смысла. В пример можно привести кафе IBU, основанное Хенри Юрком. Авторы проекта – копенгагенское бюро Ferm Living. Главная идея автора — спроектировать свой интерьер так, чтобы пространство ассоциировалось с его северными корнями и азиатскими мотивами в кухне. В результате дизайнеры разработали цветовую схему, в которой ясно чувствовалась отсылка как к северной, так и к азиатской культуре.

Кафе IBU, спроектированное копенгагенским бюро Ferm Living

Кафе IBU, спроектированное копенгагенским бюро Ferm Living

Интригующая

Иногда дизайнеру удается создать интерьер, который по мере взаимодействия с ним раскрывается с неожиданной стороны. Как это сделано? Как это работает? Самые интересные интерьеры вызывают такие вопросы. Пространство квартиры, расположенной в Гонконге на 33 квадратных метрах, спроектировано студией JAAK. Его очень интересно изучать: конструкция, разделяющая кухню и спальную зону – это не только место для хранения. В неё также интегрирован рабочий стол, который при желании может служить и прикроватной тумбочкой.

Удивляющая

Идея должна цеплять и вызывать мгновенный интерес. Это особенно актуально в современном мире, когда в ленте социальных сетей среди множества других проектов нужно быстро зацепить внимание. Часто в основе таких «цепляющих» интерьеров лежит гипертрофия. В одном из наших проектов студии Точка дизайна мы решили использовать этот прием, выделив стену обоями с тропическим принтом и дополнив концепцию локальными пятнами бордового цвета, которые только усиливают эффект.

Адресная

Концепция должна быть доступной и интересной с точки зрения конечного потребителя. Это хорошо отражено в проекте сети отелей TSH от испанской студии Masque Spacio. Они разработали гибридное жилье для студентов, в котором не увидишь будничные серые помещения – все яркое и насыщенное. В четырехэтажном здании на 21.000 кв.м расположено около 500 номеров, игровые зоны, open-space и кабинеты. Дизайнеры вышли за рамки стандарта – они организовали пространство так, чтобы люди общались друг с другом и делились опытом, тем самым обучая друг друга.

Сеть отелей TSH, проект испанской студии Masque Spacio

Сеть отелей TSH, проект испанской студии Masque Spacio

Как не повторяться: насмотренность и постоянный поиск

Следите за главными событиями в мире дизайна: инновационными проектами, выставками, работами известных мебельных фабрик и всем, что может вас вдохновить. Помогут в этом площадки Pinterest, Behance и Dribble, соцсети популярных деятелей дизайна и главные интерьерные СМИ. Постоянный поиск новых идей поможет избежать повторений в работе. Не копировать самого себя – очевидное решение, но не каждый придерживается такого принципа. Проверенные инструменты использовать проще: начиная от знакомых поставщиков и подрядчиков, до применения одних и тех же сочетаний цветов. Но регулярное повторение своих же идей не способствует вашему росту. Дизайнер должен находиться в постоянном поиске и с каждым новым проектом бросать себе вызов, сохраняя и приумножая при этом свой профессиональный опыт.