Любой проект начинается с идеи. Ключевой задумки, от которой зависит всё: от материалов и цвета, до каждой формы, используемой в пространстве. Некоторые из них приходят в голову сразу, с первыми ассоциациями. Почему они часто не подходят для воплощения? Как преодолеть банальность и придумать что-то новое? Рассказывает арт-директор студии Точка дизайна, преподаватель Школы дизайна интерьера НИУ ВШЭ – Иван Миролюбов.

Тест на уникальность

Чтобы доказать тривиальность самых первых идей, можно привести в пример популярный тест. Группе человек раздаются листы бумаги, на которых изображены 10 окружностей. За несколько минут, каждый из участников должен дорисовать их до осмысленного объекта (например, планета земля, монокль, сковорода и так далее). Затем результаты сравниваются, и зачастую все самые первые ассоциации дублируются. Интересные же мысли начинают приходить в голову, когда всё очевидное было отброшено.

Создание концепции всегда требует сознательных усилий. Чтобы придумать что-то интересное, необходимо перебрать десяток «проходных» идей. Первое, что приходит в голову, всегда кажется слабее того, что возникает позже. Наш мозг экономит энергию и в первую очередь предлагает самые очевидные решения. Поэтому придумав одну идею, необходимо спросить: «а что еще можно придумать?».

А что еще?

Doctor Monzana – магазин и сервисный центр, разработанный известной фирмой Masquespacio. Главный товар здесь – это смартфон с массой технических особенностей, одна из которых – это сенсорный экран с углом чтения 54 градуса.

Магазин и сервисный центр Doctor Monzana

Магазин и сервисный центр Doctor Monzana

Фирма Мasquespacio умеет задавать вопрос «а что еще?», так как именно эта особенность стала ключом для решения визуальной составляющей пространства. Цветовые пятна, пол, потолок и светильники расположены под углом 54 градуса. Но они не остановились на этом. «А что еще?» — зеленый и синий, как отсылка на образ врача. «А что еще?» — металл добавляет индустриальный оттенок, который напоминает нам о высокотехнологичных лабораториях. «А что еще?» — фиолетовый для вундеркиндов…

Убрать лишнее

Сильная идея не нуждается в дополнении. Она говорит сама за себя. Если идея уникальна, нужно максимально избавиться от шелухи. Это как помехи, которые мешают четко увидеть изображение: так бывает, когда нужно только правильно настроить телевизор на верные частоты.

Ресторан со стенами из переработанного мусора, специально спроектирован к ярмарке Wanted Design Manhattan. Фото: fciny.org

Ресторан со стенами из переработанного мусора, специально спроектирован к ярмарке Wanted Design Manhattan. Фото: fciny.org

Хороший пример: ресторан, который специально спроектирован к ярмарке Wanted Design Manhattan. Временная столовая основана на концепции, созданной рестораном «Нолла» в Хельсинки, объявленным как «первый ресторан с нулевыми отходами в скандинавском регионе». Такую концепцию еще называют Zero Waste.

Его особенность в том, что он полностью построен из переработанной упаковки продуктов питания. Материал, из которого выполнена отделка стен, пола и потолка, напоминает благородный синий гранит и занимает 80-90 процентов от дизайна основного пространства. На самом же деле это материал, полученный из вторичной переработки мусора. Все остальное служит дополнением: простые формы светильников, мебели, стола и посуды – подчеркивают ключевую идею. Важно выделять главное. Поверхностные идеи могут запутать, уводя от основной мысли.

Нарушить правила

Иногда идеи просто не приходят в голову. Складывается ощущение, будто вы столкнулись с невидимой стеной, которая мешает идти вперед. В таком случае очень сильно помогает составить список правил, которые обычно соблюдаются при разработке идей. Как у нас принято? Что мы всегда делаем? Ответьте. Затем придумайте противоположность для придуманных вами правил.

Инсталляция внутри старого трехэтажного кирпичного дома 1880 года художника Mark de Jong

Инсталляция внутри старого трехэтажного кирпичного дома 1880 года художника Mark de Jong

Современный художник Mark de Jong довольно радикально «разбирается» со стенами. Он разработал инсталляцию, в которой внутреннее пространство старого трехэтажного кирпичного дома 1880 года полностью освобождено от перекрытий и стен. Такой ход художник решил применить как символ освобождения от ограничений повседневной жизни. Завершают этот образ качели, расположенные в этом пространстве.

Стены при этом остались нетронутыми для того, чтобы создать диалог между человеком, находящимся в помещении и историей здания. Радикальные решения иногда могут быть самыми лучшими.

Поэтому, если вы уперлись в стену и не можете идти вперед, может, стоит развернуться на 180 градусов и все-таки двигаться? Каждый отвечает для себя сам.