Рынок сантехники характеризуется большим выбором современных материалов и оптимальным использованием их достоинств. Рынок сантехники в России активно растет и развивается. Темпы роста рынка сантехники составляет 20–30% в год. Это значит, что приходят новые игроки, меняются лидеры, изменяются потребительские предпочтения. Размышляя о значимости сантехнических товаров на российском рынке, можно смело сказать, что выпуск и продажа данного вида продукции, так или иначе, касается каждой семьи. Чтобы более детально разобраться с данным вопросом, мы побеседовали с Владимиром Буйновским, директором по производству ООО ПКФ «Полимакс», и попросили дать характеристику данному рынку.
— Владимир Станиславович, что представляет ваша фирма, и какую нишу занимает на омском рынке?
— ООО Производственно-коммерческая фирма «Полимакс» состоит из нескольких компаний, специализирующихся на определенных видах работ. Компания была организована в 1991 году, и ее основным направлением стало производство пусконаладочных работ, монтаж инженерных сетей, сервисное обслуживание. Что подразумевается под инженерными сетями? Водопровод, канализация, отопление, вентиляция, кондиционирование воздуха, котельное и бассейновое оборудование. Параллельно с основным развивалось и постепенно выросло торговое направление – оптовая и розничная торговля. В нее вошли некоторые группы товаров, необходимые в производстве компании: трубы, фитинги (соединительные части трубопроводов), запорная арматура, клапаны, электроника и более специфичные товары, востребованные населением.
На рынке появились современные материалы, позволяющие создавать надежные, с длительным сроком эксплуатации инженерные системы. Мы стояли в начале пути внедрения и продвижения современных полимерных материалов для трубопроводов. И в 1995 году одними из первых в Омске начали применять пластиковые трубы.
— Насколько активно ведется внедрение новых материалов?
— Современные материалы не идеальны. Каждый имеет свои достоинства и недостатки. Нужно оптимально использовать достоинства материалов, учитывая, в каких режимах, с какой нагрузкой они буду работать. Мы занимаемся не только монтажом, но и изучением спроса покупателей, рынком производителей как в России, так и за рубежом. На стадии продвижения полимерных материалов мы несколько раз выезжали в Германию на завод WEFA PLASTIC, были в Оренбурге, знакомились с производством пластиковых труб (РВК). Поэтому мы считаем себя не только продавцами, но и технической организацией, активно внедряющей и использующей современные материалы и оборудование.
По сантехническому оборудованию такая же ситуация. Мы учитываем, в каком ценовом диапазоне его предлагать и придерживаемся среднего. Потому что изделия с низкими ценами, как правило, некачественные, на продукцию по слишком высоким ценам потребителей не так много, Таким образом, мы выбираем надежное оборудование, проверенное временем. Так, например, смеситель для кухни Caloriel 1023-А07 (ручка-ракушка) стоит 600 рублей, смеситель Lemark Merkado 23005C – 1760 руб., шаровый кран разборный JTAP Jdeal 1/2″ (бабочка) – 201 руб., 1 п.м полипропиленовой трубы РВК – 22 руб.
— Какими еще видами сантехнических товаров занимается ваша фирма?
— К сантехническому оборудованию, кроме труб для тепло- и водоснабжения, мы относим и канализационные трубы. До сих пор люди по разным причинам пользуются чугунной канализацией. Такая канализация хрупкая, постоянно забивается, ее трудно обслуживать. На смену приходят полимерные трубы и их разновидности, которые хорошо монтируются. Сегодня мы имеем хороший рынок качественной запорной арматуры, например шаровых кранов. Они уверенно вытесняют вентили с кран-буксами, у которых слабым местом является их герметичность и низкая надежность. Дисковые поворотные затворы появились вместо огромных чугунных (стальных) задвижек.
По смесителям, например, огромный выбор производителей, но большую часть по приемлемым ценам занимают компании из Китая. В этом случае надо быть осторожными и не купить липовый «итальянский» смеситель. Хотя есть и качественная китайская продукция, изготовленная на промышленном производстве и отвечающая всем европейским стандартам. Наш город с низкой наполняемостью бюджета и невысоким инвестированием, что сказывается, в первую очередь, на зарплате и покупательной способности населения, поэтому пользуются спросом недорогие товары. Есть такое явление, как демпинг (продажа товара по искусственно заниженным ценам с целью вытеснения конкурентов). Он разрушает систему продаж.
По санфаянсу как самостоятельному направлению у нас небольшой ассортимент. Такой товар требует индивидуального дизайна и увязки с интерьером ванной комнаты. В городе достаточно специализированных магазинов, в которых большое предложение данного вида продукции.
— Каковы, на ваш взгляд, особенности омского рынка сантехники?
— Про особенности скажу, что рынок беспорядочен и хаотичен. Существует пара десятков омских игроков, занимающих свою нишу по отдельным видам товаров сантехнического оборудования и материалов. Но есть и представители иногородних фирм. Много наименований товара продается на оптовых рынках. Некоторые продавцы берут под реализацию товар как у нас, так и в других компаниях города.
Стоимость товара за последние 2–3 года практически не изменилась и колеблется в зависимости от курса евро и доллара. Она складывается из затрат на приобретение, транспортных и накладных расходов, которые, в отличие от стоимости товара, неизменно растут.
— Каковы перспективы рынка?
— Реализация и потребление данного товара никогда не остановится, это очевидно. Он нужен в строительстве, реконструкциях и в ремонте жилых домов. Перспектива развития есть, но больших прибылей я не ожидаю из-за сложившейся экономической обстановки в регионе.