Стас Трацевский  стал одним из участников Moscow Design Week. Его работы можно будет увидеть как на центральной выставочной площадке Недели Дизайна, так и  нескольких Design Point. Его работы украшают многочисленные номера отеля «Standart».  Однако свою новую работу он презентует в Гранд лобби самого высокого ресторанного комплекса – 354 Exclusive height (рестораны Ruski, Insight и «На свежем воздухе»).

Художник-футурист  из Москвы Стас Трацевский, выпускник «Строгановки», вдохновленный «воспоминаниями о будущем», создает удивительные картины на шпоне, один взгляд на которые переносят нас в мир, о котором рассказывали в своих произведениях великие писатели-фантасты прошлых эпох. Также заставляет нас активно рефлексировать и заглянуть в себя: если угодно – в свой «внутренний космос».

Ретрофутуризм — именно этим термином принято обозначать тенденцию в творческих искусствах, описывающих и изображающих представления о будущем, людей из нынешнего прошлого. Для наших современников — это представления людей, живших с конца XIX до примерно середины XX века.

На MDW появятся работы ретрофутуристов

Стас Трацевский

Стас, почему вы выбрали именно этот стиль?

Если говорить об отеле «СтандАрт», то мы с дизайнерами отеля (Андрей Карклин, Петр Браговский, Варвара Филатова, Владимир Давыдов) хотели создать особенное пространство. Весь отель как бы призван остановить ваш повседневный бег, забыть о суете, начать  релаксировать, медитировать и путешествовать. Именно поэтому мы использовали минимум материалов и сосредоточились на дизайне и Арте!

Вспомните хотя бы кровати –капсулы: они же, как миниатюрные космические корабли! Картины — это некий пригласительный билет для путешествия во времени и пространстве, медитирования, погружения во внутренний космос. Графическая, декоративная и комиксная манера исполнения картин призвана быстро и убедительно фокусировать внимание зрителя, при этом, предлагая ему сложную, очень индивидуальную по трактовке и многогранную тематику работ.

Кого можно считать основателями этого жанра?

Основателями жанра можно по праву считать писателей фантастов, таких как Жюль Верн, Айзек Азимов, Гарри Гаррисон, Филипп К.Дик, Станислава Лема и др. Однако, впервые, слово «ретрофутуризм» было произнесено Ллойдом Данном — основателем и редактором одноименного журнала Retrofuturism, который выходил с 1988 года по 1993. Особенно широкое распространение это направление получило в период с 1950 — 1970-х годов, в эпоху расцвета техноутопизма. А одним из самых ярких художников-футуристов в то время был Артур Радебо. Именно его авторству принадлежат многочисленные популярные иллюстрации с изображением мегаполисов будущего и грядущего технологического прогресса человечества.

Как представлялось будущее нашим предшественникам?

Очень хочется надеяться что оно представлялось таким, как сейчас выглядит отель «СтандАрт» изнутри и мои комиксные картины -иллюстрации в нем с разносторонними сюжетами и неповторимым миром иллюзий. Ну а если серьезно, то космос оказался немного дальше, чем думали наши предшественники. Не так-то просто полететь и тем более «освоить новую планету». Именно поэтому мы сосредоточились на теме «космос внутри нас»!!!

Вы помните свой первый детский рисунок? Что вы тогда нарисовали?

Я помню скорее не свой первый детский рисунок, а увлеченность мультяшными и комиксными персонажами, которых я постоянно срисовывал. Так сложилось, что у родителей были друзья во Франции и они часто мне привозили (тогда еще в СССР)  французские детские, очень хорошо иллюстрированные  книги и комиксы, и я с огромным удовольствием все это изучал, пытался буквально их копировать.

Мне очень нравилась хлесткость и выразительность черно-белых  комиксов, их понятность, зачастую даже без прочтения текстов, разнообразие персонажей, также их принципиальные психологические различия, решенные очень простыми минималистскими средствами. Потом к этому добавилось желание придумывать что-то самому.

Так начали появляться «авторские» персонажи…Я не исключаю, что результатом всего этого и являются 90 настенных панно на шпоне  в отеле «СтандАрт»!

Наверное к этому стилю вы пришли не сразу? Расскажите с чего начинали?

Начинал я в соответствии с полученным образованием  — в Строгановке на факультете Монументально-декоративной живописи как стенописец.

В начале нулевых был большой строительный бум в частном секторе: было много архитектурных, дизайнерских и художественных задач. В том числе, в больших коттеджных поселках, таунхаусах, загородных резиденциях. Мне удалось органично вписаться во все это многообразие. Я активно занимался фресками, росписями, мозаиками, настенными рельефами, проектированием мебели, дизайном и т.п. Было очень много работы именно под заказ в определенных стилистических рамках, часто приходилось подгонять свой «стиль» под вкус заказчиков. К собственному четко выраженному стилю отеля я пришел непосредственно во время работы над ним. Надо отдать должное владельцам отеля, так как мы обговорили технику и принципиальные стилистические нюансы (ограничения) и по сути мне был дан «зеленый свет». Думаю об этом мечтает любой художник. Так что удалось и прийти к собственному стилю и «развернуться по полной»!

Какие прочитанные книги сподвигли вас начать рисовать в этом стиле?

В первую очередь, сподвигла радиопрограмма «Модель для сборки» Влада Коппа, который читает произведения фантастики и научной фантастики ведущих писателей в этой области из прошлого и настоящего.

Это уникальное явление когда одновременно читается литературное  произведение и его дополняет приглашенный  диджей, играющий электронную музыку в таких стилях как: эмбиент, психоделика, даунтемпо, трип-хоп и т.д. Слушаю эту передачу с конца 90-х, то есть уже лет 20.

Беспилотные летающие автомобили, черпающие энергию от солнечных батарей, разнообразные роботы, которые должны были взять на себя тяжелый человеческий труд, отражение атак или попытка найти контакт  инопланетных агрессоров с Марса и далеких звезд, телефоны с функцией видеосвязи, голограммы, генная инженерия и многое-многое другое. Тогда — это казалось действительно чем-то недосягаемым и чарующим. Если оглянуться на этот, далеко не полный, список фантазий наших предков, несложно обнаружить, что большинство из этих технологий уже проникло в нашу повседневную жизнь,  о чем сейчас вы фантизируете на своих полотнах?  Как думаете что нового создадут через 100 лет? 

Сейчас я занимаюсь серией очень точных портретов с тонкими психологическими характеристиками персонажей. Все работы также будут сделаны на дереве и иметь характерную комиксную манеру исполнения и компоновки. Также будет присутствовать характерный ретрофутуристический флер, подчеркивающий индивидуальность и характер моделей.

Через 100 лет «мы» будем носить футболки с интерактивными изображениями вместо печатных принтов. На экране футболок можно будет делать любой Hype, писать любые слоганы, крутить любимые клипы и т.п. Я даже представляю, как молодые люди будут подчеркивать свою индивидуальность не только внешним видом, мейкапом, но и всевозможными бегущими строками, изображениями времени дня или времен года, каких-то стихий на одежде.

Над какой работой вы сейчас трудитесь? Сможет ли ее зритель увидеть на Неделе Дизайна?

Сейчас я делаю портрет одной моей очень хорошей знакомой. Называться работа будет «Охотница». В этом полотне на дереве  будет моя авторская попытка разгадать природу современной женщины – ее сущность. Больше пока ничего не скажу-пусть это будет сюрприз для зрителя и самой модели!!!