Сфера жилищно-коммунального хозяйства всегда оставалась в России одной из самых проблемных. Недобросовестные управдомы, постоянно растущие тарифы, появление новых строчек в квитанциях — вот неполный перечень того, с чем приходится сталкиваться собственникам жилья. С 1 апреля россиян ожидают очередные коммунальные новшества, призванные повысить контроль за управлением многоквартирными домами.

Без лицензии нет работы

Изменения, внесенные целым рядом нормативных актов, касаются, в первую очередь, деятельности управляющих компаний. С 1 мая текущего года организации, занимающиеся управлением многоквартирными домами, не смогут работать без лицензии. Поскольку рассмотрение заявлений от коммунальщиков занимает около одного месяца, подать их следовало до 1 апреля. Тот, кто не успел обратиться в органы жилищного надзора или получил отказ, продолжать деятельность не имеют права, а нарушитель рискуют получить штраф до 500 тысяч рублей.

Напомним, что лицензирование смогут пройти лишь те компании, которые подтвердят наличие материально-технической базы, необходимой для управления домами, и чьи руководители пройдут утвержденное Минтрудом тестирование. Если хотя бы одно из условий не будет соблюдено, получить заветную лицензию не получится. Проблемы возникнут и в тех УК, где общая площадь проблемных объектов превышает 15%.

Для обычных граждан процедура лицензирования означает, что в случае перехода их дома в категорию «бесхозного», они получат возможность выбрать другую компанию или изменить способ управления. Но если жильцы не примут решение, за них это сделают местные власти, и, вполне возможно, их выбор падет на муниципальные УК.

По сути, система лицензирования должна вытеснить с рынка недобросовестных игроков. Но многие эксперты предрекают появление новых осложнений. По их словам, коммунальщики будут искать способы обойти процедуру, например, откажутся от старых домов, разделят организацию на мелкие фирмы или применят другие уловки.

Борьба с непосредственностью

Помимо надзора за УК, власти намерены призвать к порядку и самих жильцов. Так, согласно ФЗ №255 от 21 июля 2014 года, с апреля текущего года в любом доме с количеством квартир 16 и более перестает действовать схема непосредственного управления.

Данная мера направлена на то, чтобы повысить качество обслуживания ЖКХ. Дело в том, что ситуация, когда собственники напрямую заключали договоры с поставщиками коммунальных услуг и ресурсов, была выгодна УК. При данном способе управления компания не несла ответственности за качество предоставляемых ресурсов, периодам отключения или приостановления. Более того, ей не приходилось заботиться о долгах по коммуналке, а вся работа с неплательщиками ложилась на плечи ресурсоснабжающих организаций.

Ситуацию усугубило Постановление Правительства, которое регламентировало распределение расходов на коммунальные услуги для общедомовых нужд. То есть все, что было потреблено домом свыше установленных нормативов, считалось издержками самой компании, и перекладывать их на потребителей она не имела права.

Наконец, непосредственный способ управления не попадал под действие Постановления Правительства РФ №731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами». Это значит, что УК получала возможность не отчитываться перед собственниками, не предоставлять им отчеты о выполненных работах и связанных с ними расходах.

Словом, когда управляющие компании осознали, что отвечать за весь многоквартирный дом рискованно, а гораздо проще заниматься лишь его содержанием и ремонтом, в России прошла волна резкого перехода на непосредственный способ. Но с 1 апреля 2015 года власти, оценив несостоятельность данной схемы, положили ей конец. Отныне собственники жилья вправе самостоятельно выбрать способ управления домом: либо это будет новая УК, либо собственное ТСЖ.

Словом, очередные изменения в жилищно-коммунальной сфере призваны навести порядок в управлении многоквартирными домами и содержании общего имущества. Кстати, сейчас активно обсуждается еще один законопроект, связанный с отменой многодомных ТСЖ. Данная инициатива направлена на борьбу с такими управляющими компаниями, которые, маскируясь под товарищества, пытаются получить полагающиеся ТСЖ льготы, а также избежать лицензирования и усиленного надзора со стороны государства.