Большинство новостроек, которые сегодня возводятся в Петербурге и пригородных районах, входят в проекты комплексного освоения территории (КОТ). Пришедшие на смену точечной застройке, они предусматривают не только возведение многоквартирных домов, но и создание сопутствующей инфраструктуры, необходимой для повседневной жизни. Впрочем, проект проекту рознь, и комфорт проживания новоселов напрямую зависит от того, насколько грамотно проведено строительство жилого квартала.

Что такое КОТ

Комплексное освоение территории предполагает полную разработку земельного участка, на котором ведется строительство. Она включает в себя подготовку земли, строительство жилых корпусов, прокладку необходимых коммуникаций и инженерных систем, создание инфраструктурных объектов.

Справедливости ради стоит отметить, что КОТ — это далеко не новое явление. Его принципы стали применять еще в 30-х годах прошлого века. В советское время около крупных заводов и производств вырастали целые городки, и в каждом из них в обязательном порядке возводилась своя инфраструктура.

Сегодня в Петербурге и ближайших пригородах реализация проектов КОТ ведется крайне активно. Заявлено не менее 86 комплексов, из них более половины находятся в активной фазе. Понятно, что практически все территории лежат на окраинах Петербурга, в так называемой зоне «закадья». Здесь есть проекты с объемами строительства от 100 тысяч до 1 миллиона квадратных метров. В число самых масштабных входят «Балтийская жемчужина», «Северная долина» и «Юнтолово». Мурино и Кудрово тоже можно считать кварталами-миллионниками.

Но это вовсе не предел. По прогнозу аналитиков компании Peterland, в ближайшие годы проекты комплексного развития участков начнут определять основной объем предложения на первичном рынке жилой недвижимости. К концу 2017 года их доля в общем объеме строительства жилья в Петербурге составит порядка 60-70%, а в Ленобласти — более 50%.

Все включено

Сегодня комплексной застройкой возводятся, прежде всего, кварталы эконом- и комфорт-класса. Это и понятно: КОТ предполагает строительство большого количества типовых квартир, где будет проживать множество семей. Да и расположение таких участков трудно назвать престижным. Отсюда вытекает главное достоинство проектов — низкая стоимость по сравнению с ценами в центре Петербурга. Экономия с одного квадратного метра может достигать 10-15 тысяч рублей.

Еще одним важнейшим преимуществом является единый план развития территории. В таком проекте подсчитаны мощности инженерных сетей коммуникаций, необходимых для запланированного количества жилья. Спроектированы объекты социальной и торговой инфраструктуры. В обязательном порядке строятся дороги, способные обеспечить транспортное сообщение как внутри микрорайона, так и с прилегающими участками. Словом, территория развивается динамично и гармонично, а покупатели квартир получают не только крышу над головой, но и возможность приятно провести свободное время на территории своего квартала.

Экологическая обстановка — еще один фактор в пользу КОТ. Многие районы Петербурга не отличаются ни тишиной, ни экологией, в то время как удаленные участки подразумевают и более чистый воздух, и соседство с природными объектами.

Не комплексная застройка

В нашей стране основные недостатки проектов КОТ упираются в финансирование и стремление строительных компаний получить максимальную прибыль. Причем большинство проблем связано с инфраструктурными объектами, которые, по идее, должны сделать проживание новоселов привлекательным и комфортным.

Так, наибольшие сложности у застройщиков вызывает прокладка инженерных сетей и коммуникаций. Чаще всего участки под КОТ являются полностью неосвоенными, и коммуникации к ним приходится прокладывать несколько километров. На это может уйти около трети всех инвестиций в проект.

Иногда палки в колеса ставят сами поставщики электроэнергии, отопления и воды. Понятно, что у них свои планы по развитию имеющихся мощностей, и далеко не всегда они согласуются с ожиданиями девелоперов. Случается, что микрорайон уже строится или близок к завершению, а инженерные сети с необходимыми для него мощностями запланированы поставщиками в далеком будущем.

Создание социальной инфраструктуры и развитие дорожно-транспортной сети — еще одна больная тема в диалоге строителей и городских властей. Как правило, эти объекты строятся в последнюю очередь и в количестве, недостаточном для обеспечения всех жильцов. Как итог, на выездах из квартала образуются пробки, и люди вынуждены в них стоять, чтобы доехать до работы или отвезти детей в детский сад, ведь своих образовательных учреждений тоже мало.

Настоящая головная боль жителей — недостаток парковок. Безусловно, в большинстве комплексов запроектированы и подземные паркинги, и открытые автостоянки, но мест, как правило, на всех не хватает. Мириться придется и с тем, что зеленые насаждения, которые так красиво смотрятся на макетах, в реальности будут представлены в минимальном количестве. В результате квартал, призванный стать комфортной средой обитания, превращается в подобие муравейника.

Словом, минусов у проектов КОТ достаточно, но какими бы страшными они ни казались, со временем жизнь в мини-городке налаживается, социальные объекты появляются, а территория постепенно благоустраивается. К тому же, социальная инфраструктура сейчас находится в фокусе внимания городских властей, поэтому можно надеяться, что в скором времени освоение новых участков, действительно, будет проводиться комплексно.