Лофт: история появления

Какой тип жилья может привлечь обеспеченного урбаниста-оригинала? Ответ на этот вопрос нашли на Западе еще на рубеже XIX-XX веков, предъявив искушенной публике помещения бывших заводов. Сегодня любовь к лофтам охватила и российских горожан. Ведь, как говорится, с размахом жить не запретишь.

Истоки

Какая именно страна стала первопроходцем в освоении фабричных зданий под жилье, точно неизвестно. Еще в конце XIX века парижские художники придумали обустроить свои мастерские в пустующих заводских помещениях. Являясь законодателями моды, они задали вектор движения для всей эстетствующей интеллигенции. Впрочем, более расхожей версией считается американское «гражданство» лофтов. Это подтверждает и происхождение слова loft, которое переводится с английского как «чердак, голубятня, галерея».

Своим появлением данный тип жилья обязан историческим коллизиям. Во времена Великой депрессии земля в центральных районах Нью-Йорка стала стремительно дорожать. Охваченные паникой, владельцы предприятий были вынуждены переводить свои производства за городскую черту. В результате в центре Манхэттена и Квинса целые кварталы некогда процветающих заводов и фабрик оказались заброшенными и никому не нужными.

Почти сразу их облюбовали представители обедневшей богемы. Привлеченные низкой арендной платой и обилием свободного пространства, молодые художники, музыканты и скульпторы стали оборудовать свои мастерские в освободившихся корпусах. Вскоре они обнаружили, что в помещениях с высокими потолками и окнами во всю стену можно не только работать, но и жить. А художественный вкус и полет творческой фантазии превратили многие площадки в образцы оригинальных интерьеров.

Символ

За пару десятилетий лофты прошли путь от дешевых мастерских до элитного жилья, достигнув пика популярности в середине века. Известнейшим представителем жизни в стиле лофт стал основоположник поп-арта Энди Уорхолл. На Восточной 47-й улице он организовал свою Фабрику – студию-галерею, объединившую под одной крышей самых ярких представителей нонконформистского искусства.

В те же годы мода на лофты перекочевала и за океан. В Великобритании, Германии, Австрии и Голландии под жилье стали использовать промышленные здания, школы, церкви, склады и даже железнодорожные станции. Любовью к «фабричному жилью» заболели не только творческие круги, но и политический истеблишмент.

Будучи объектом вожделения доброй половины горожан, лофты стали своеобразным символом эпохи. Шагнув за границы простого жилья, они определили не столько образ жизни, сколько само отношение к жизни. Особое очарование лофтов определяется революционным духом его обитателей. Извечная мечта человека о свободе и нежелание подчиняться устоявшимся правилам находят здесь чисто визуальное воплощение.

Стиль

Не каждый «чердак», каким бы просторным он ни был, достоин называться лофтом. Основной принцип его устройства – огромное открытое пространство, расположенное в старинном здании и первоначально задуманное как нежилое помещение. Об историческом происхождении напоминают трубы, вентиляционные шахты, балки и другие элементы коммуникации — никто и не думает их прятать.

Поскольку лофт является детищем индустриального прошлого, особое внимание в интерьере уделено материалам. Главными доминантами остаются металл и стекло, их используют не только для отделки, но и в предметах мебели. Особым шиком считается состаренная кирпичная кладка стен – трудно придумать более подходящий фон для картин, фотографий и других произведений современного искусства.

Перегружать лофт дополнительными стенами и перегородками является грубой ошибкой. В классическом варианте апартаменты имеют несколько уровней, грамотно зонированы цветом, фактурой и мебелью, которую можно с легкостью комбинировать и передвигать. В быстрой трансформации под нужды обитателей кроется вся непринужденность лофтов.

Отечественный рынок

В России лофты в чистом виде практически не представлены. Хотя интерес модников к данному типу жилья растет год от года, строительные компании не торопятся следовать их интересам. Порой инвесторам выгоднее снести старое здание и построить стеклобетонный блок, чем произвести капитальную реконструкцию.

Существует также мнение, что индустриальная среда российских мегаполисов не позволяет организовать лофты в классическом варианте. В Москве и Санкт-Петербурге промышленные объекты всегда строились с большим размахом, а отдельные корпуса были разделены огромными расстояниями. Найти в центре города компактные фабричные зоны, объединяющие несколько заводских построек, практически невозможно.

Впрочем, для появления лофтов есть и свои предпосылки. Городское правительство все чаще задумывается о выводе промышленных предприятий из центра, что может дать застройщикам новый стимул для организации элитных апартаментов на западный манер.

Как бы то ни было, современные дизайнеры уже назвали лофты «жильем 21 века». Просторные помещения развивают фантазию и позволяют создавать собственный стиль, причем в самом центре мегаполиса.