Несмотря на то, что все столичные муниципальные парковки забиты каршеринговыми машинами, популярный сервис временной аренды не оказывает влияния на продажи транспорта в России. Хотя аренда «железного коня» обходится значительно дешевле пользования собственным, граждане предпочитают взять авто в кредит. Об этом News.ru сообщили опрошенные эксперты финансовых учреждений, а также аналитики рынка.

Московский каршеринг дешевле покупки авто

Каршеринг позволяет взять машину в аренду на время. Основным драйвером его развития является столица, однако и остальные города-миллионики активно развивают этот сервис. Доступное транспортное средство можно найти через приложение в смартфоне, оплатив услугу банковской картой. Только в Москве около двух десятков компаний данного направления с автопарком в более чем 20 тыс. машин. Цена поездки по такой схеме в среднем составляет около 9-10 рублей за минуту.

С сентября 2015 года в столице действует проект «Московский каршеринг», объединяющий девять компаний-операторов. За четыре года работы сервиса, москвичи совершили 58 млн поездок. Причём 51 млн — в 2018-2019 годах, отмечал в конце августа заммэра столицы, глава Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры .
В апреле текущего года стало известно и о новой стратегии Департамента информтехнологий «Умный город» до 2030 года. В нём власти столицы прогнозируют сокращение числа машин, активное развитие сферы аренды авто, а также рост популярности общественного транспорта. Чиновники вынуждены создавать данную систему из-за нехватки парковок и высокой загруженности дорог в Москве. Однако на более высокий уровень сервис так и не вышел.
Пока мы не замечаем влияния каршеринга или распространения недорогих такси на рынок кредитования — поделился с News.ru начальник управления развития розничных продуктов Виталий Костюкевич, — Эти услуги экономически эффективно предоставлять в крупных городах, но не все же в них живут. К тому же уровень автомобилизации в стране пока достаточно невелик — порядка 310 машин на 1000 жителей.

Эксперт отметил, что в больших городах использовать каршеринг иногда выгоднее, чем иметь собственное транспортное средство.

Если вы покупаете самую популярную недорогую иномарку в России, то при пробеге 15 тыс. км в год ежемесячные расходы составят 15 тыс. рублей в случае использования сервиса аренды, 21,1 тыс. — при покупке авто за собственные средства, 26,1 тыс. руб. — при покупке в кредит, — подсчитал собеседник.

Читайте также:   Вице-губернатор Санкт-Петербурга Максим Шаскольский поручил досрочно завершить работы по освещению Театральной площади

По его словам, экономия при аренде возникает за счёт отказа от затрат на оформление страховок, уплаты налогов, техобслуживания, парковки, мойки и прочего. Среди минусов эксперты обычно указывают запрет оставлять авто за пределами МКАД.

Каршеринг окажет влияние на рынок в будущем, убеждён представитель аналитического агентства «АВТОСТАТ» .

У нас появляется молодое поколение, которому не нужен личный автомобиль. Особенно в крупных городах. Всё это идёт к тому, что темпы роста автопарка в них будут замедляться, — полагает он.

Похожего мнения придерживается директор по развитию розничного бизнеса .

Отношение к автомобилю во всем мире в последние годы меняется в сторону рационализации его использования. Рост стоимости личного транспорта, развитие каршеринга и машин по подписке, дорожная ситуация в мегаполисах и доступность такси, — всё это заставляет задуматься об экономической целесообразности владения собственным автомобилем. Но данные факты скорее относятся к Москве и Санкт-Петербургу, — заметила она.

Россияне берут автокредиты, несмотря на долги и падение доходов

Каршеринг и агрегаторы такси эконом-класса не изменили желания россиян приобрести нового или подержанного «четырехколёсного друга». Прежде всего, в кредит.

Во II квартале 2019 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года вырос и средний размер займа на эти цели — на 8,4%, до 769,7 тыс. рублей. В Москве он составил 1,1 млн рублей, в Московской области — 966 тыс. рублей, Санкт-Петербурге — 940,8 тыс. рублей. В Национальном бюро кредитных историй (НБКИ) связывали размер займа с улучшением процедуры управления рисками со стороны учреждений: деньги выдавали гражданам с хорошей кредитной историей и стабильным доходом.

Всего во ll квартале текущего года банки выдали 241,2 тыс. таких кредитов, сообщал НБКИ и «АВТОСТАТ». Это на 8% больше, чем за аналогичный отчётный период. Самое большое количество выданных автокредитов было отмечено в Москве (19,4 тыс. штук), Санкт-Петербурге (14,8 тыс.) и Московской области (14,2 тыс.). Причём в Москве и Санкт-Петербурге выдача автокредитов выросла на 4,8% и 3,6% соответственно.

Исполнительный директор «АВТОСТАТ» связал данные показатели с продлением действия льготных госпрограмм — «Первый/Семейный автомобиль», ориентированных на массовый сегмент. Он отмечал, что эта мера даёт поддержку отечественному автопрому в момент сокращения продаж: во II квартале в РФ продано на 5,5% транспортных средств меньше.

В свою очередь Марина Дембицкая отметила роль гибких кредитных предложений в салонах. Среди факторов, отрицательно влияющих на рынок, — растущий уровень долговой нагрузки населения и падение реальных доходов.

Читайте также:   В Тулуне 34 семьи отметили новоселье

Ожидается, что по итогам 2019 года будет продано 7,5 млн машин, из которых каждая 8-ая — в кредит. Вырастет и объем займов на подержанный транспорт: он составит треть от автокредитного портфеля, который превысит 0,9 трлн рублей по итогам года, — говорит Дембицкая.

Она отмечает, что в регионах машина по-прежнему остается доступным средством передвижения и даже способом заработка. Для примера эксперт проанализировала цифры в Сибирском Федеральном округе.

С начала года сибиряки стали в полтора раза чаще брать кредиты на покупку автомобилей, при этом объем просроченной задолженности сократился на 22%. На этом фоне продажи новых легковых автомобилей в Сибири выросли на 5,5%, а рынок машин с пробегом удержался на уровне прошлого года, хотя в целом по России наблюдается небольшое падение в обоих сегментах, — подчеркнула она.

Виталий Костюкевич выделил два основных вида кредитов: с погашением равномерным и с остаточным платежом (buy-back, с гарантией остаточной стоимости, с отсрочкой погашения). Ежемесячные переводы во втором случае ниже, а значительная часть суммы переносится на финальную выплату. При этом заемщику обычно гарантируется выкуп его автомобиля по определенной цене в конце срока кредитования. А за счет вырученных средств, как правило, гасится оставшаяся часть задолженности.