Можно ли заработать на фасадной рекламе

Реклама на фасадах зданий всегда была прибыльным делом. Все об этом знают, но мало кто догадывается, что любой собственник жилья вправе получить часть доходов от размещения рекламных вывесок на своем доме. Отстоять права бывает нелегко, ведь прибылью не хотят делиться ни бизнесмены, ни ТСЖ, ни управляющие компании.

Предмет спора

Самая большая путаница в данной ситуации связана с отличием рекламы от информационной вывески. С юридической точки зрения, это совершенно разные понятия, однако выставить одно за другое не составляет большого труда.

Закон о защите прав потребителей четко постановляет, что коммерческая фирма, арендующая или имеющая в собственности помещение в жилом доме, не только может, но и обязана разместить на фасаде здания информацию о себе и характере своей деятельности. Согласие самих жильцов на это не требуется. Габариты и форма вывесок (плакаты, лайтбоксы и т. д.) устанавливаются Комитетом по градостроительству и архитектуре.

Совсем по-другому дела обстоят с баннерами, расположенными на зданиях, к которым компания не имеет никакого отношения. В этом случае они автоматически становятся рекламными вывесками. Один из примеров — лайтбокс со стрелкой, указывающей в каком направлении находится то или иное заведение. Согласно нормам жилищного права, его руководитель обязан согласовывать размещение рекламы с собственниками общедомового имущества, то есть с жильцами.

Домашний переполох

В Жилищном кодексе четко прописан порядок действий, которому должны следовать рекламодатели и собственники. Жильцы организуют общее собрание, где обсуждают возможность размещения рекламной вывески на фасаде своего дома. Решение принимается квалифицированным большинством, то есть оно должно набрать, как минимум, две трети голосов. Денежные средства за размещение рекламы фирма перечисляет ТСЖ или управляющей компании, в ведении которых находится дом.

Правда, в конце марта прошлого года Верховный суд РФ постановил, что при согласовании монтажа рекламной конструкции заявитель не обязан включать в пакет документов письменное согласие собственников жилья. И многие участники рынка восприняли данную меру, как узаконенную возможность договариваться с управляющей компанией, минуя несговорчивых жильцов.

Однако служители Фемиды считают иначе. По их словам, решение Верховного суда относится только к информационным, но не к рекламным вывескам. В случае с последними получать добро от собственников общего имущества все равно необходимо. Поэтому, если жилец обнаружил на фасаде своего дома рекламу, а общего собрания по ее установке не проводилось, он имеет полное право обратиться в управляющую компанию с просьбой объяснить, на каком основании данная конструкция получила одобрение. Не лишним будет потребовать копию договора с рекламодателем и отчет о расходовании вырученных денег.

Если никакого внятного ответа от жилконторы получить не удалось, самое время идти в прокуратуру с заявлением о демонтаже незаконного баннера. Как вариант, можно напрямую пообщаться с коммерсантом и ознакомиться с документами на право установки. Если таковых не окажется, требовать перечислить причитающиеся деньги в УК, а при отказе — смело идти в суд.

Выгоды от рекламы

Собственники жилья, разрешившие монтаж рекламы в расчете получать в свой карман регулярные платежи, сильно заблуждаются. По закону, ТСЖ является некоммерческой организацией и не может получать прибыль, а управляющая компания работает по договору за фиксированный гонорар.

В связи с этим любой дополнительный доход от рекламы или сдачи в аренду помещений должен быть направлен на общедомовые нужды, не более. За счет этих денег владельцы квартир могут пополнять фонд капитального ремонта, проводить косметические улучшения, благоустраивать двор или нанимать охрану.

Иногда средства идут на оплату коммунальных услуг, таких как вывоз мусора или уборка территории. Таким образом, собственники сокращают свои жилищные расходы, частично перекладывая их на плечи рекламодателя. Иногда экономия доходит до 30%, но в большинстве случаев цифры более скромные, поскольку не все дома отличаются благоприятным с точки зрения рекламы размещением.

Вообще фиксированных расценок на монтаж рекламных вывесок не существует. По словам экспертов, в зависимости от местоположения здания и размеров самой рекламы, ее размещение на внешнем фасаде стоит от 80 тысяч до полутора миллионов рублей. Более точную информацию можно узнать в специализированных рекламных агентствах.

Балкон как способ заработать

Подвох с установкой рекламы можно ожидать и от своих соседей. Так, некоторые особо предприимчивые владельцы квартир, мечтая о дополнительном заработке, предоставляют внешнюю часть своего балкона под рекламные плакаты. Явление это не столь распространенное, однако зачастую связано с различными нарушениями.

Дело в том, что фасад балкона не является собственностью жильца, а относится к общедомовому имуществу. Порядок действий на получение разрешения здесь такой же, как в случае со сторонней организацией. Сначала необходимо одобрение всех жильцов дома, и уже на этом этапе большинство заявок отсеиваются, ведь мало кто хочет, чтобы их дом превратился в большой рекламный щит. Далее необходимо получить добро от муниципалитета, но власти могут посчитать, что реклама портит архитектурный облик здания, и завернуть заявление.

Если же все согласования получены, владелец квартиры должен иметь в виду, что компания, разместившая баннер, имеет право беспрепятственного доступа туда, где он находится. То есть ее сотрудники будут вправе использовать балкон для обслуживания, доработки или демонтажа рекламной конструкции.

Еще один нюанс, о котором часто забывают начинающие «бизнесмены», — это обязательства перед казной. По идее, любой вид деятельности, который приносит прибыль, должен облагаться налогом. Поэтому придется оформить ИП и регулярно платить налоги государству. Если же реклама на балконе установлена незаконно, без разрешений, то от штрафов уже не отвертеться.

Словом, смысл начинать такой «бизнес» имеется лишь тогда, когда есть предложения от конкретных рекламодателей, готовых платить за балкон хотя бы десять тысяч рублей в месяц.